Ковка, один из способов обработки металлов

Ковка

Ко'вка, один из способов обработки металлов давлением , при котором инструмент оказывает многократное прерывистое воздействие на заготовку, в результате чего она, деформируясь, постепенно приобретает заданную форму и размеры (см. Кузнечно-штамповочное производство ).

  С древности К. (меди, самородного железа) служила одним из основных способов обработки металла (холодная, а затем и горячая К. в Иране, Месопотамии, Египте в 4—3 тысячелетии до н. э.; холодная К. у индейцев Северной и Южной Америки до 16 в. н. э.). Древние металлурги Европы, Азии и Африки ковали сыродутное железо, медь, серебро и золото; кузнецы пользовались особым почётом у народов древности, а их искусство окружалось легендами. В средние века, в том числе в России кузнечное дело достигло высокого уровня; вручную отковывались ручное и огнестрельное оружие, инструменты, детали сельскохозяйственных орудий, дверей и сундуков, решетки, светильники, замки, часы и другие изделия всевозможных форм и размеров, часто с тончайшими деталями; кованые изделия украшались насечкой, просечным или рельефным узором, расплющенными в тончайший слой листами сусального золота и бронзовой потали. Традиции средневекового ремесла сохранились в народном искусстве до 19 в. (светцы, крюки, подсвечники и т.д.). В 15—19 вв. выполнены многие замечательные кованые фонари, ограды, решётки, ворота (Версаль, Петербург, Царское Село). Многие города специализировались в различных отраслях кузнечного ремесла: Герат, Мосул славились утварью, Дамаск, Милан, Аугсбург, Астрахань, Тула — оружием, Ноттингем, Золинген, Павлово на Оке — ножами и инструментами, Нюрнберг, Холмогоры — замками и т.д. В 19 в. ручная художественная К. была вытеснена штамповкой и литьём, интерес к ней возродился в 20 в. (работы Ф. Кюна в ГДР, И. С. Ефимова, В. П. Смирнова в СССР; оформление общественных интерьеров в Таллине, Каунасе и др.).

  Основы теории К. были разработаны в России: П. П. Аносов в 1831 впервые применил микроскоп для изучения структуры металлов; Д. К. Чернов в 1868 научно обосновал режимы К.; большой вклад в теорию К. сделали сов. учёные Н. С. Курнаков, К. Ф. Грачев, С. И. Губкин, К. Ф. Неймайер и др.

  К., как правило, производят при нагреве металла до так называемой ковочной температуры с целью повышения его пластичности и снижения сопротивления деформированию. Температурный интервал К. зависит от химического состава и структуры обрабатываемого металла, а также от вида операции или перехода. Для стали температурный интервал 800—1100 °С., для алюминиевых сплавов — 420—480 °С.

  Различают К. в штампах и без применения штампов — так называемую свободную К. При К. в штампах металл ограничен со всех сторон стенками рабочей полости штампа и при деформации приобретает форму, соответствующую этой полости (см. Штампование , Ротационная ковка ). При свободной К. (ручной и машинной) металл не ограничен совсем или ограничен с одной стороны. При ручной К. кувалдой или молотом воздействуют непосредственно на металл или на инструмент. Машинную К. выполняют на специальном оборудовании — молотах с массой падающих частей от 1 до 5000 кг или гидравлических прессах , развивающих усилия 2—200 Мн (200—20000 тс ), а также на ковочных машинах . Изготовляют поковки массой 100 т и более. Для манипулирования тяжёлыми заготовками при К. используют подъёмные краны грузоподъёмностью до 350 т, кантователи и специальные манипуляторы Сводную К. применяют также для улучшения качества и структуры металла. При проковке металл упрочняется, завариваются так называемые несплошности и размельчаются крупные кристаллы, в результате чего структура становится мелкозернистой, приобретает волокнистое строение.

  При К. используют набор кузнечного инструмента, с помощью которого заготовкам придают требуемую форму и размеры. Основные операции ковки: осадка , высадка , протяжка , обкатка , раскатка , прошивка и др.

  К. является одним из экономичных способов получения заготовок деталей. В массовом и крупносерийном производствах преимущественное применение имеет К. в штампах, а в мелкосерийном и единичном — свободная К.

  Лит.: Обработка металлов давлением, М., 1961; Ковка и объемная штамповка стали. Справочник, под ред. М. В. Сторожева, 2 изд., т. 1, М., 1967.

  Л. А. Никольский.

источник: Большая Советская Энциклопедия

Искать информацию по запросу: Ковка на eBay аукцион * БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ * в магазине Озоне
«Ваш Магазин» Подарочные издания, книги в подарок
 Русская кухня (на итальянском языке)Русская кухня (на итальянском языке), 2015 г.
Гутцайт С.

На необъятных просторах, от Белого моря до Черного и от Балтийского моря до Тихого океана, в соседстве с другими народами живут русские – нация, единая по языку, культуре и быту. Одним из важнейших моментов самопрезентации каждого народа является национальная кухня, ведь в ней в...
Цена: 786 руб.
 Филейная вышивка, решетки по полотну, вышитое и игольное кружевоФилейная вышивка, решетки по полотну, вышитое и игольное кружево, 2018 г.
Астахова Н.В.

Книга «Филейная вышивка, решетки по полотну, вышитое и игольное кружево» из цикла «Курс женских рукоделий» – это уникальное издание первой в России энциклопедии по рукоделию (1902). Альбом посвящен искусству создания ажурных узоров с помощью иглы.
Цена: 3 633 руб.
 Сказки дня и ночиСказки дня и ночи, 2008 г.
Мопассан Ги де

Все оттенки захватывающей прозы великого Мопассана в иллюстрациях известных художников предстанут в виде реальной картины жизни, как только Вы откроете это великолепное издание крупнейшего классика мировой литературы. Около 150 иллюстраций в каждом томе этого полного собрания сочинений...
Цена: 7 981 руб.
 Былины русского народа. Киевские, новгородские, московскиеБылины русского народа. Киевские, новгородские, московские, 2015 г.

Былины — неисчерпаемый источник драгоценных сведений о прошедших днях русского народа. Они всегда останутся дорогим памятником русской старины. С незапамятных времен былины слагались неизвестными авторами и передавались из поколения в поколение, как завет, как нечто священное, от старшего...
Цена: 1 928 руб.
 Русские народные сказки в отражении лаковых миниатюр (на итальянском языке)Русские народные сказки в отражении лаковых миниатюр (на итальянском языке), 2009 г.
Морозова Н.

Русская лаковая живопись – уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав в себя наработанные веками достижения лакового искусства, зародившегося на Востоке и развивавшегося на Западе, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью, расширила рамки его...
Цена: 681 руб.
2007 Copyright © EduSPB.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика