Большая энциклопедия онлайн
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ, последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее – звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той музыки, из которой извлечена данная гамма. Теоретически число гамм-звукорядов очень велико; в разных национальных культурах бытуют разные звукоряды.

Хроматическая гамма. Хроматическая гамма содержит в себе все звуки, входящие в темперированный европейский звукоряд. В этой гамме каждый тон отстоит на полутон от предыдущего и последующего; в темперированном строе полутон – наименьшее возможное расстояние между звуками.

Нотация хроматической гаммы изменяется в зависимости от музыкального контекста, как это показано в примере 1. Например, до-диез (cis) и ре-бемоль (des) обозначают звук одной высоты. Возникает явление, именующееся энгармонизмом. Обычно, но не обязательно, восходящие хроматические последовательности записываются с помощью диезов (), бекаров () и дубль-диезов (), а нисходящие последовательности – с помощью бемолей (), бекаров ()и дубль-бемолей ( ) (пример 2).



Пример 1. Хроматическая гамма содержит все тона, употребляющиеся в европейской музыке. Каждый звук отстоит на полутон от соседнего. В большинстве случаев звуки хроматической гаммы могут быть записаны разными способами: в примере эти дополнительные способы показаны четвертными нотами.



Пример 2. Соотношение семи названий нот (и семи латинских букв для их сокращенного обозначения) с двенадцатью звуками темперированной октавы создает определенные проблемы нотации. По традиции нотация хроматических последовательностей изменяется в зависимости от основной тональности произведения; обычно восходящие шаги записываются с помощью диезов, а нисходящие – с помощью бемолей.

Только к 20 в. хроматическая гамма стала рассматриваться как самодостаточный звукоряд для музыкальной композиции. Это можно показать на примере додекафонного сочинения А.Шёнберга – сюиты, ор. 25. Представленная в примере 3 последовательность звуков – это «серия» (или «ряд») данного произведения; в соответствии с правилами додекафонии данный набор звуков, именно в том порядке, в каком они появляются, составляет мелодико-гармоническую структуру произведения. Шёнберговскую серию можно сравнить с хроматической гаммой: гамма содержит те же звуки, но не привносит в них индивидуального порядка.



Пример 3. Мелодический «ряд» из сюиты, ор. 25 Арнольда Шёнберга. Техника додекафонии состоит в использовании для «серии» («ряда») всех двенадцати звуков хроматической гаммы; повторения звуков исключаются.

Диатонические гаммы. В предшествующие эпохи хроматизм служил преимущественно для обогащения и расширения выразительных возможностей нескольких диатонических звукорядов, состав которых определяется октавным диапазоном, присутствием двух полутонов и пяти целых тонов (как в современных мажоре и миноре, также относящихся к диатоническим звукорядам). В Средневековье все звукоряды были диатоническими и включались в ладовый космос т.н. Совершенной системы, этого неверно истолкованного наследия классической античности. Совершенная система представляла собой подобие современной хроматической системы, т.е. являлась сводом всех основных тонов (звукорядов), употреблявшихся в музыке. Звукоряды эти были диатоническими – они соответствовали белым клавишам современного фортепиано. Отклонения от основных тонов, неизбежно возникавшие в музыкальной практике, рассматривались средневековыми теоретиками как musica falsa или musica ficta – «фальшивая», «ложная» музыка. В каноне Одо Клюнийского (10 в.) к звукам сводного диатонического звукоряда впервые были приложены буквенные обозначения, которые представлены (в современной их форме) в примере 4.



Пример 4. Совершенная система включает все звукоряды и, следовательно, все тона, используемые в средневековой музыке.

Совершенная система определяет основное правило нотации диатонических гамм: каждая буква в пределах октавы используется только один раз. Отсюда происходит ряд трудностей и неясностей в обозначении тонов хроматической гаммы: приходится использовать семь основных букв с окончаниями -is или -es (например, до-диез обозначается как cis, ре-бемоль – как des и т.д.).

Лады. Диатоническая гамма может быть построена от любой ступени, например: ля – си-бемоль – до – ре – ми – фа – соль или ре – ми – фа – соль – ля – си-бемоль – до и т.д. Поскольку в Совершенной системе (как и в расположении белых клавишей на клавиатуре фортепиано) фиксируются два полутона – ми – фа и си – до, они могут занимать разные позиции по отношению к начальному тону звукоряда. Именно это качество, расположение полутонов в отношении к начальному тону – инициалису, позволяет различать семь диатонических ладов («модусов») (пример 5). Их иногда называют «церковными» ладами, и они определяют собой облик всей средневековой музыки, особенно церковного пения. Любой средневековый лад характеризуется не только соотношением полутонов с инициалисом, но и позицией доминанты как наиболее часто повторяемого тона (в некоторых стилях церковного пения), а также амбитусом, т.е. объемом лада. Амбитус мог быть двух видов: если лад строился от инициалиса вверх, он назывался «автентическим»; если лад начинался на кварту ниже инициалиса и кончался на квинту выше его, он назывался «плагальным» («вторичным»).



Пример 5. Церковные лады – это звукоряды, употреблявшиеся главным образом в эпоху Средневековья, хотя две последние пары (в таблице) были добавлены теоретиками в эпоху Ренессанса. Начальный тон – инициалис – в каждой гамме обозначен целой нотой; тон речитирования при исполнении литургического речитатива обозначен половинной нотой. Автентический лад и парный ему плагальный лад имеют один инициалис, но разные диапазоны и тона речитирования.

Транспозиция и альтерация. Лады могут транспонироваться (перемещаться); они могут быть построены от любого тона внутри октавы. Однако в этом случае для сохранения структуры лада необходимо введение так называемых «случайных знаков» – диезов и бемолей. Если дорийский лад строится от соль, а не от ре, третьей его ступенью должен быть си-бемоль, а не си. На практике в ладах возникали и другие хроматизмы, особенно в заключительных каденциях, где, например, в дорийском ладу вместо хода до – ре появлялся хроматизм до-диез – ре.

Лады описанного выше типа употребляются прежде всего для классификации монодической музыки, особенно средневекового церковного пения. Именно поэтому амбитус и доминанта рассматриваются как отличительные особенности подобных ладов. Другим возможным способом классификации древних (и фольклорных) ладов может быть мелодическая формула («попевка») или группа формул, характерных для данного лада. Такая связь определенных мелодических формул с тем или иным ладом типична для большинства незападноевропейских культур, в частности восточных (например, для индийской раги). Эта связь прослеживается в древнерусском церковном пении и в древних пластах русского фольклора.

Мажорный и минорный звукоряды (гаммы). С развитием полифонии модальная теория утратила свое всеобъемлющее значение. К 16 в. теоретиками наблюдалось уже только четыре используемых автентических лада (от ре, ми, фа, соль) и четыре соответствующих им плагальных. При этом усиление гармонической основы полифонического письма и появление разных альтерированных тонов привели к расширению таблицы ладов с двенадцати до четырнадцати – путем добавления теоретически «вычисленных» локрийского и гиполокрийского ладов (с инициалисом си). Среди всех ладов (двенадцати или четырнадцати) выделились два – ионийский лад от до и эолийский лад от ля, которые легли в основу формирующейся мажоро-минорной системы. Переход от двенадцати ладов 16 в. к мажору и минору современной тональной системы произошел в 17 в. Но преобладание мажора и минора ощущалось и в более ранней музыке; эти лады сохраняют свое значение до наших дней.

Мажорный звукоряд (пример 6) отличается ясностью структуры. Расположение мелодически активных полутонов – между третьей и четвертой и между седьмой и восьмой ступенями – придает мажорному звукоряду интонационные тяготения, строго ориентированные на инициалис, он же финалисконечный тон: ныне он называется тоникой. Одновременно в мажоре создается сопряжение между доминантой (V ступенью) и тоникой, что сообщает ладу гармоническую ясность. Подобные свойства мелодического и гармонического порядка, наблюдающиеся в музыке 17–20 вв., позволяют мажору выдерживать многообразные хроматические изменения, не теряя своей индивидуальности.



Пример 6. Мажорный лад (или мажорная гамма) содержит полутоны в гармонически сильной позиции. При совместном звучании (как показано в такте, следующем за двойной чертой) полутоновые тяготения образуют основу для гармонической последовательности «доминанта – тоника», т.н. совершенного каданса. Эта наиболее эффективная и тонально определенная гармоническая последовательность применяется в окончаниях музыкальных фраз или целых сочинений.

Минорный лад (пример 7) контрастен мажору; ясность его структуры определяется сохранением тяготений, типичных для мажора – имеется в виду ход от повышенной VII ступени (т.н. «вводный тон») к тонике. Итак, имеется три вида минора: натуральный, мелодический и гармонический.



Пример 7. Минорный лад имеет несколько видов звукоряда, но ему необходимо заимствовать из мажора повышенную седьмую ступень, чтобы создать гармонически сильную последовательность «доминанта – тоника».

Другие лады. В западной музыке наблюдается много иных ладов. Это звукоряды с «пробелами», т.е. между ступенями лада образуются интервалы больше большой секунды. К данному типу относятся т.н. пентатонические (пятиступенные) лады. Существуют еще и целотоновые лады. Оба типа приведены в примере 8. Однако значение подобных образований несравнимо с универсальным значением мажора и минора.



Пример 8. Кроме хроматических и диатонических, существуют иные звукоряды. Пентатонические и целотоновые лады, например, нередко используются в восточных и примитивных культурах.

ЛИТЕРАТУРА

Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966
Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1986

Искать информацию по запросу: МУЗЫКАЛЬНЫЕ на eBay аукцион * на аукционе EnterCenter * в магазине Озоне
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Rare Book: My Water Cure Sebastian Kneipp The Original Edition 1897

$20.00
End Date: Tuesday Feb-12-2019 14:21:58 PST
Buy It Now for only: $20.00
|
Easton Press Library of American History

$24.40
End Date: Tuesday Feb-19-2019 12:00:43 PST
Buy It Now for only: $24.40
|
Lot of 10 ANTIQUE VINTAGE Hardcover OLD BOOKS 1880s - 1960 FINE

$49.95
End Date: Tuesday Feb-19-2019 7:56:15 PST
Buy It Now for only: $49.95
|
Summer Savory New York Adirondacks 1st Edit

$29.89
End Date: Monday Feb-11-2019 9:36:25 PST
Buy It Now for only: $29.89
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Энциклопедии
 
Вербер Б. Книга, которую читают все. 384 неожиданные истины
Книга, которую читают все. 384 неожиданные истины
От законов Мерфи до четырех уровней любви. От храма Соломона до феноменальных пророчеств великих людей. От «состава» души до брака по расчету. Самый популярный французский писатель Бернар Вербер откроет вам 384 неожиданные истины! Расскажет о стратегиях манипулирования людьми и собственных рецептах творчества. И наконец, обратится к вам с «неожиданной просьбой»...
Ранее книга выходила под названием «Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания»....

Цена:
398 руб

Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Выпуск 19
Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Выпуск 19
Ежегодник 1975 года - девятнадцатый выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи таким образом летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.

В Ежегоднике 1975 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях, обзоры экономики социалистических стран и стран капиталистического мира; обзор массового движения трудящихся капиталистических стран; раздел о развитии связен между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; информация о международной культурной и спортивной жизни; биографические справки и др.

Сообщаемые в Ежегоднике 1975 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1974 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1974 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений при Совете Министров СССР и Советах Министров союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Финляндия - СССР", "Швеция- СССР", Института культурных связей "Бразилия - СССР", а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран, редакции Энциклопедии "Британика" в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.

...

Цена:
262 руб

Советский энциклопедический словарь
Советский энциклопедический словарь
Настоящий выпуск Советского Энциклопедического Словаря представляет собой исправленное и дополненное 4-е издание. Начиная с первого (1979 г.) издания СЭС был задуман как универсальный энциклопедический однотомник, вмещающий около 80 тысяч статей, расположенных в алфавитном порядке и содержащих сжатую информацию по всем отраслям знаний.
СЭС стал источником повседневных справок по всем вопросам, возникающим при чтении газет, журналов, книг, учебной литературы, слушании радиопередач, просмотре телепрограмм и т.п....

Цена:
349 руб

 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (комплект из 86 томов: 82 основных + 4 дополнительных)
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (комплект из 86 томов: 82 основных + 4 дополнительных)
Энциклопедический словарь является репринтным воспроизведением издания Брокгауза и Ефрона 1890 г. Переиздание предпринято к 100-летию со дня выхода этой крупнейшей энциклопедии. Имена ученых, участвовавших в составлении "Энциклопедического словаря", качество и тщательность научной подготовки статей, включенных в него, позволяют назвать данное издание одним из величайших памятников русского книгоиздания.
В 1889 году владелец одной из петербургских типографий И.А.Ефрон заключил договор с немецким издательством "Ф.А.Брокгауз" на перевод на русский язык большого энциклопедического словаря этого издательства. Однако с самого начала работы главный редактор энциклопедии, известный петербургский профессор И.Е.Андреевский, стал помимо переводного материала включать в издание и оригинальные русские статьи.
Начиная с девятого полутома (энциклопедия выходила в двух вариантах: "дорогом" (41 том) и "дешевом" (82 полутома), руководство подготовкой издания перешло к другому петербургскому профессору - К.К.Арсеньеву. С этого момента в корне изменяется подход к составлению энциклопедии: переводной материал уходит на второй план, становится значительно больше фактического и статистического материала. Особое внимание уделяется географическим статьям, в редакционной статье указывается: "русские города помещаются решительно все, с присоединением еще местечек, сел и деревень, имеющих более 3-х тысяч жителей или почему-либо заслуживающих внимания". Изменяется и редакторский состав разделов энциклопедии, к работе привлекаются ведущие русские ученые.
Конечно, некоторые статьи "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" сейчас потеряли свою ценность, наука за сто лет ушла далеко вперед, однако историческая ценность большинства статей за прошедшие сто лет только возросла. Вряд ли можно назвать другое издание, столь же полно запечатлевшее представление о мире и себе, свойственные той эпохе, например статья "Россия" занимает... два полутома.
И еще одна особенность отличает эту энциклопедию от всех без исключения современных изданий подобного рода: ее можно просто читать, и чтение это будет увлекательными полезным для всех, кто интересуется историей науки и техники, историей культуры и искусств, историей стран и народов.
...

Цена:
328900 руб

Большая Советская Энциклопедия в 51 томе. Том 3
Большая Советская Энциклопедия в 51 томе. Том 3
Большая советская энциклопедия - наиболее известная и полная советская универсальная энциклопедия. Выпускалась с 1926 года (первый том первого издания) по 1990 год (последний ежегодник) издательством «Советская энциклопедия» (ныне - издательство «Большая Российская энциклопедия»).
Большая Советская Энциклопедия содержит огромное количество информации по всем областям человеческих знаний. От искусства и культуры до науки и техники. Огромное количество статей посвящено биографиям видных советских и иностранных деятелей. Многие статьи страдают от излишней идеологизации и политизации, но тем не менее очень хорошо представляют взгляды того времени. Научно-технические статьи хотя и устарели, но тем не менее продолжают нести историческую ценность, показывая уровень знаний того времени.

Вашему вниманию предлагается 3 том (Аризона - Аяччо) второго издания БСЭ....

Цена:
414 руб

Африка. Энциклопедический справочник (комплект из 2 книг)
Африка. Энциклопедический справочник (комплект из 2 книг)
Энциклопедический справочник "Африка", выпускаемый издательством в 2-х томах, отражает важные социально-экономические и политические перемены, происходящие на Африканском континенте. В справочнике освещаются самые различные стороны экономического развития, географии, истории, идеологии и культуры африканских стран и народов. Справочник состоит из Общего обзора, алфавитной словарной части, приложений и указателей. В 2-х томах помещено около 2000 иллюстраций, по большей части цветных, свыше 200 цветных и черно-белых карт и схем, цветные изображения гербов и флагов.

Справочник представляет интерес для широких кругов читателей - специалистов, преподавателей, студентов и др....

Цена:
919 руб

Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. Комплект из 5 томов. Том 4
Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. Комплект из 5 томов. Том 4
Издание 1993 года. Сохранность хорошая.
Настоящее издание - репринтное воспроизведение биографических статей из "Энциклопедического словаря", выпущенных в конце XIX - начале XX веков издательской фирмой "Брокгауз - Ефрон". В нем около 40 тысяч статей о выдающихся людях всех времен и народов, в т. ч. о династиях, знатных родах, фамилиях. Издание иллюстрировано портретами крупнейших исторических деятелей, снабжено таблицей автографов и др. справочными материалами.
Том 4: Герарди - Дюма.
Ответственные редакторы издания - В. М. Карев, М. Н. Хитров....

Цена:
434 руб

Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Выпуск 26
Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Выпуск 26
Ежегодник БСЭ 1982 года освещает политическую, экономическую и культурную жизнь СССР и зарубежных стран. Книга содержит также статьи о последних достижениях науки и техники, сведения о международных организациях, ряд обзорных, биографических и других статей. Сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1981 г. В книге св. 1500 справочно-информационных материалов, около 150 фотоиллюстраций, карт, рисунков и схем....

Цена:
434 руб

Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (комплект из 24 книг)
Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (комплект из 24 книг)
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - одна из крупнейших российских энциклопедий, стоящая в одном ряду с такими монументальными изданиями, как французский "Ларусс", немецкий "Брокгауз" и английская "Британника".
"Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона" по праву считается лучшим справочным изданием в России. Со времени первого его выпуска прошло более 100 лет, он много раз дополнялся и совершенствовался. Обширные сведения по истории цивилизации и культуры, уникальные факты и статистические данные, многочисленные биографические подробности сделали это издание незаменимым для каждого образованного человека.
Цель издания - сохранить дух и содержание оригинального словаря и подчеркнуть их корректными с исторической точки зрения изобразительными решениями. Богатый иллюстративный материал не только служит превосходным украшением этого блестящего энциклопедического справочника, но и самым достоверным образом воспроизводит описываемые в нем реалии....

Цена:
13190 руб

 Новая Российская энциклопедия. В 12 томах. Том 7(2). Казарки - Квазистационарный
Новая Российская энциклопедия. В 12 томах. Том 7(2). Казарки - Квазистационарный
Фундаментальное универсальное справочно-информационное издание, представляющее читателям картину мира, отражающую современное состояние научного знания.

Энциклопедия ориентирована на широкие круги читателей: от школьников и студентов до специалистов по различным отраслям знаний, деятелей культуры, политиков, предпринимателей....

Цена:
3128 руб

2007 Copyright © EduSPB.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика