Ясперс (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург

Ясперс Карл

Я'сперс ( Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, — 26.2.1969, Базель), немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. Медицинское образование получил в университетах Берлина, Гёттингена и Гейдельберга (1902—08). С 1908 ассистент психиатрической клиники в Гейдельберге; с 1916 профессор психологии, а с 1921 профессор философии Гейдельбергского университета (в 1937 был отстранён от преподавательской деятельности, к которой он вернулся в 1945); с 1948 — в Базельском университете. Медицинские труды Я. посвящены преимущественно проблемам общей психопатологии: различию между психопатологическим процессом (психическим заболеванием) и патологическим развитием личности, понятию деменции (1910); анализу обманов восприятия (1911); феноменологическому направлению исследования в психиатрии (1912) и др. В «Общей психопатологии» (1913) Я. на основе анализа переживаний психически больных предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии; противопоставлял психопатологии как научной дисциплине психиатрию — дисциплину прикладную. После 1915 отошёл от исследования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии (анализу развития личности и её творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга и В. ван Гога (1922), Ф. Ницше (1936).



  После разгрома фашизма Я. получил большую популярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ; в ряде работ, написанных для широкого читателя, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» («Die Schuldfrage», 1946), выступал как политический моралист. Если в 50-е гг. консервативный либерализм Я. имел антикоммунистическую направленность, то в конце 60-х гг. Я. выступил с резкой критикой антидемократических и реваншистских тенденций в боннской политической жизни (см. «Куда движется ФРГ?», М., 1969).

  Место Я. в истории мысли двойственно. Его исходный идеал — «бюргерский» гуманизм; идею интеллектуальной честности для него символизирует имя И. Канта, идею культурной широты — имя И. В. Гёте. С этой установкой, резко отличающей его от М. Хайдеггера, связаны и преклонение Я. перед гражданским и умственным свободолюбием античной Греции, и его симпатии к Б. Спинозе, и его выпады против клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Я. в начале его философского пути — ощущение кризиса «бюргерской» культурной традиции. Несмотря на антипатию к «мрачному фанатизму» С. Кьеркегора и к «экстремизму и неистовству» Ф. Ницше, Я. испытал влияние их идей. Свой труд мыслителя Я. называл не «философией», а «философствованием», делая акцент на незавершённости, открытости умственного процесса, в котором вопросы преобладают над ответами. По мнению Я., наше время, уже не обладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить стройные системы «из истока», вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но, с другой стороны, только в «философствовании» Я. видит возможность постижения реальности человека кризисной эпохи.

  Бытие в концепции Я. имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-мире»; 2) экзистенция, т. е. необъективируемая человеческая самость; 3) трансценденция как «объемлющее» — непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом «бытия-в-мире» есть «ориентация-в-мире»; мышление перед лицом экзистенции — «высветление экзистенции»; мышление перед лицом трансценденции — «метафизика», выражающая свой невыразимый предмет при посредстве «шифров» (Я. избегает понятия символа, связывая его с отвергаемой им традиционно-религиозной практикой опредмечивания трансценденции). Несмотря на конфликт Я. с теологией (которой он противопоставляет идеал «философской веры»), очевидна близость его онтологии к традиции теизма. Согласно Я., соотнесенность экзистенции с другой экзистенцией осуществляется в акте «коммуникации», т. е. глубоко интимного и личностного общения в «истине». «Коммуникация» — центральное понятие миропонимания Я.— возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с совершенно определённой политической позицией индивидуалистического либерализма. Смысл философии, по Я., — в создании путей общечеловеческой «коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8—3 вв. до н. э.), когда одновременно действовали первые греческие философы и основатели важнейших религиозно-философских традиций Азии. «Осевое время», как полагает Я., создало для всех времён общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада; поэтому необходимо обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь обретаемой старой истины новые «шифры».

  В целом философия Я. — выражение кризиса традиционного либерально-индивидуалистического гуманизма и вместе с тем — попытка осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода из него.

  Соч.: Die geistige Situation der Zeit, 3 Aufl., В. — Lpz., 1932; Philosophic, Bd 1—3, В., 1932; Vernunft und Existenz, Groningen, 1935; Vom Ursprung und Zici der Geschichte, 3 Aufl., Munch., 1952; Rechenschaft und Ausbiick, Munch., 1951; Die groben Philosophen, Bd 1—-2, Munch., 1957; Die Atombornbe und die Zukunft des Menschen, Munch., 1962; Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung, Munch., 1962; Gesammelte Schriften zur Psychopathologie, B. — [u. a.], 1963; Chiffren der Transzendenz, Munch., 1970.

  Лит.: Гайденко П., Философия культуры К. Ясперса, «Вопросы литературы», 1972, № 9; Karl Jaspers, hrsg. v. P. A. Schilpp, Stuttg., 1957; Karl Jaspers, Werk und Wirkung, hrsg. v. K. Piper, Munch., 1963; Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Harnb., 1970.

  С. С. Аверинцев.

источник: Большая Советская Энциклопедия

Искать информацию по запросу: Ясперс на eBay аукцион * БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ * в магазине Озоне
«Ваш Магазин» Подарочные издания, книги в подарок
 Русская иконопись. Большая коллекцияРусская иконопись. Большая коллекция, 2010 г.
Трубецкой Е.Н.

Иконопись – духовное достояние народа. В альбоме рассмотрены иконографические типы икон Спасителя, Богородицы, ангелов, святых угодников, а также православных праздников. Рассмотрена структура иконостаса, занимающего главное место в храме.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Цена: 15 615 руб.
 Русская рыбалка и охота. Записки самых известных охотников и рыболововРусская рыбалка и охота. Записки самых известных охотников и рыболовов, 2016 г.

"Русская рыбалка и охота" - уникальное подарочное издание, коллекция очерков известных любителей охоты, выдержки из произведений, написанных учеными-зоологами и видными государственными деятелями, чье увлечение охотой стало для них едва ли не главным занятием в жизни. Великий...
Цена: 1 028 руб.
 Лихой гусар, герой побед, певец любви и славы...Лихой гусар, герой побед, певец любви и славы..., 2011 г.
Давыдов Денис Владимирович, Рудакова Н.П., Маневич И.А.

Новое подарочное издание стихотворений и биографии знаменитого Дениса Давыдова отражает все аспекты его яркой личности: боевые подвиги, дружбу, любовь и широту русской души. Стихотворный талант и неподражаемый стиль великолепного гусара высоко ценили современники; его стихи не только...
Цена: 444 руб.
 Столица империи. Санкт-Петербург - Петроград начала ХХ века. АльбомСтолица империи. Санкт-Петербург - Петроград начала ХХ века. Альбом, 2016 г.
Никитин Владимир

Подготовленный Владимиром Никитиным альбом – настоящий праздник как для ценителей фотоискусства, так и для людей, живо интересующихся не только историей архитектуры Петербурга, но и историей нашей страны в целом. Ни в одном другом издании прежде не было представлено такое количество...
Цена: 3 951 руб.
 Роковой выстрелРоковой выстрел, 2015 г.
Конан Дойл Артур

Перед Вами лучшее в истории книгопечатания издание произведений Артура Конан Дойля. Со страниц книги перед Вами предстанут как живые любимые герои. Десятилетиями книги этого английского писателя остаются среди самых читаемых во всех странах мира, но на столь высоком полиграфическом уровне...
Цена: 9 377 руб.
2007 Copyright © EduSPB.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика