Большая энциклопедия онлайн
Цирк. Как вид искусства Ц. сложился на основе трудовых

Цирк (вид искусства)

Цирк. Как вид искусства Ц. сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений — преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе Ц. всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство — трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков с приёмами актёрской игры создаёт номер. Цирковое представление состоит из номеров — отдельных законченных выступлений одного или группы артистов. Каждый номер, как правило, отличается необычностью поведения человека и животного: артисты ходят и танцуют на проволоке, стоят головой на голове партнёра, разыгрывают сценки на спине скачущей лошади, морской лев жонглирует мячом, лошади исполняют вальс. Музыкальные эксцентрики играют на скрипке, держа её за спиной, на балалайке, используя скрипичный смычок, на метле, пиле, дровах и др. Цирковой артист в своём жанре создаёт определённый образ; в этом ему помогают костюм, музыка, свет, специальная аппаратура, режиссёрская организация номера. В тематических сюжетных представлениях также используются трюки, при их помощи строится и развивается сюжет.

  Истоки возникновения Ц. уходят в далёкое прошлое. Собираясь на охоту, наши предки проделывали определённые ритуальные действия, подчас носившие магический характер, что должно было помочь им в единоборстве с животными. В этих действиях, движениях охотников легко можно найти зачатки многих цирковых жанров (например, акробатики). Позднее сборщики фруктов передвигались от дерева к дереву, не сходя с лестниц; горцы перекидывали деревья через узкие пропасти и переходили по ним, балансируя различными предметами. Грузинские воины славились мастерской ездой на лошадях; в бою они повисали вниз головой, закрываясь телом лошади от стрел и копий. Постепенно эти и др. приёмы приобрели характер игры и демонстрировались на различного рода празднествах. Там же выступали и исполнители фарсовых сценок, часто носивших сатирическую направленность. Участники этих сценок применяли приёмы гротеска, буффонады, создавали маски. Такие маски-образы (Обжора, Хитрец, Недотёпа и т.д.) утверждались постепенно как в Ц., так и в смежных искусствах (комедия дель арте, в театре). Выступления акробатов, жонглёров, дрессировщиков, комиков были известны ещё в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древней Армении в амфитеатрах городов Тигранакерт и Арташат устраивались как театральные, так и цирковые представления, с начала нашей эры подобные представления были и в Грузии. На фресках киевского собора св. Софии (11 в.) есть изображение амфитеатра с выступающими на нём кулачными бойцами, музыкантами, эквилибристами с першем , дрессировщиками диких зверей и наездниками.

  С 12 в. в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, постепенно они переносились на городские площади (где с учётом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи). К середине 18 в. в Европе получили известность многие мастера конной дрессировки и фигурной верховой езды, главным образом англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.

  В 1772 английский предприниматель Ф. Астлей создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные спектакли, в которые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея — первый в мире стационарный цирк в современном понимании.

  С 70-х гг. 18 в. во Франции артисты и предприниматели Франкони работали главным образом в области конного Ц. и пантомимы. В 1807 они открыли в Париже стационарный, т. н. Олимпийский цирк. Руководители трупп Х. де Бах, Б. Карре, Б. Фурре, Ф. Луассе, Д. и В. Прайс, М. Труцци, А. Гверра и др., гастролировавших в разных странах, также назвали свои предприятия цирками.

  Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 — в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах. Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, главным образом мелкого буржуа.

  По пути Ренца пошли многие деятели Ц. — немцы А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.

  В середине 19 в. продолжалось расширение цирковых жанров. В 1859 французский спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный полёт, позже ставший одним из самых романтических видов циркового искусства. Этот номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий — сооружения сферического купола, на колосниках которого помещались грузоподъёмные механизмы и др. технические приспособления.

  В 1873 американский предприниматель Т. Барнум открыл большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Барнум соединил Ц. с паноптикумом и различными аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена которого в течение нескольких минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в большинстве номеров участвовали животные, в том числе хищные. Номера дрессировщиков быстро завоевали популярность.

  Конец 19 в. характерен обращением к спорту (что также расширило границы цирковых жанров) — выступлениям силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, роликобежцев. В 1904 в петербургском цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов. Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену Ц. японские, китайские, персидские, арабские артисты.

  С конца 19 в. буржуазный Ц. переживал творческий кризис. Отдельные номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной жестокостью (например, т. н. дикая дрессировка). В псевдопатриотических военных пантомимах восхвалялась империалистическая экспансия. Клоунада в значительной степени утратила сатирическую направленность, строилась на грубых шутках и трюках. Ц. теряли зрителей, ориентировались в значительной мере на детей. Этот процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные Ц. отсутствуют в США, нет их в Латинской Америке, Африке, Австралии. В Западной Европе работают 5—6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых артистов, нет и специальных учебных заведений.

  После 2-й мировой войны цирковое искусство социалистических стран получило значительное развитие, построены и строятся стационары в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии существуют также училища и студии циркового искусства.

  В России начиная с 18 в. постоянно гастролировали передвижные цирковые труппы. Английский наездник Я. Бейте соорудил для выступлений своей труппы в Москве амфитеатр (1764), выступал он и в Петербурге (1765). В 1827 французский предприниматель Ж. Турниер построил в Петербурге стационарное здание, вскоре перешедшее к дирекции императорских театров; в 1849 здесь же был открыт каменный Ц. (императорский). При Петербургском театральном училище начал действовать цирковой класс. В 18 и 1-й половине 19 вв. в Ц. артисты продолжали широко использовать в своих выступлениях лошадей, шли также сюжетные постановки (пантомимы).

  В 1877 Чинизелли открыл стационар в Петербурге, в 1880 Саломонский — в Москве; братья Д. А., А. А. и П. А. Никитины в 1886 и в 1911 создали стационары в Москве; в 1903 П. С. Крутиков построил цирк в Киеве.

  В русских цирках, несмотря на жестокий полицейский режим, особенную популярность получила сатирическая публицистическая клоунада, выдвинувшая своих корифеев: В. Л. и А. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский и М. А. Станевский), С. С. и Д. С. Альперовы. Мировую известность завоевали: наездники — П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, канатоходец Ф. Ф. Молодцов, борцы и атлеты — И. М. Заикин, И. В. Лебедев (дядя Ваня), И. М. Поддубный и др.

  Советский многонациональный Ц. унаследовал всё лучшее, что было создано в России до Октябрьской революции 1917, добился больших творческих и организационных успехов. На практике осуществилась мысль ленинского декрета об объединении театрального дела о демократической направленности циркового искусства Главным в обновленном Ц. стал показ физической красоты человека, сильного телом и смелого духом. Для руководства Ц. было создано единое государственное управление В 1926 открылась Мастерская циркового искусства (с 1961 — Государственное училище циркового и эстрадного искусства, ГУЦЭИ), которая стала готовить квалифицированных артистов разных жанров. С середины 30-х гг. крупнейшие Ц. получили художественных руководителей. К работе в Ц. привлекались известные писатели, художники, композиторы. Получил развитие вид тематических представлений — пантомим, посвященных историко-революционной тематике и современности: «Москва горит» (1930), «Трое наших» (1942), «Карнавал на Кубе» (1962) и многие др.

  В советском Ц. выросла плеяда выдающихся артистов, известных всему миру: династия клоунов-дрессировщиков Дуровых клоуны В. Е. и В. В. Лазаренко, Карандаш (М. Н. Румянцев), Ю. В. Никулин, О. К. Попов, Л. Г. Енгибаров, дрессировщики В. Ж. Труцци, Е. М. Ефимов, Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер И. Н. Бугримова, А. Н. и А. А. Корниловы, В. И. Филатов, В. М. Запашный и др., иллюзионисты Э. Т. Кио И. К. Символоков. В становлении советского цирка значительную роль сыграли: режиссёры — В. Ж. Труцци, Б. А. Шахет, Г. С. Венецианов, художники — С. Т. Коненков Б. Р. Эрдман, В. А. Ходасевич, А. А Судакевич, Т. Г. Бруни, В. Ф. Рындин, Л. А. Окунь, композиторы — И. О Дунаевский, М. И. Блантер, З. Л. Компанеец, Ю. С. Мейтус, Ю. С. Милютин и др. Лицо современного советского цирка определяют режиссёры М. С. Местечкин, Е. М Зискинд, Б. М. Заец, А. И. Вольный, З. Б. Краснянский, А. Н. Ширай, А. А. Сонин. Значительный вклад в теорию и историю циркового искусства внесли Е. М. Кузнецов, Ю. А. Дмитриев и др. С 1928 работает Ленинградский музей циркового искусства, обладающий богатейшими документальными материалами.

  В СССР работает (1976) 61 стационарный Ц., действуют 14 национальных цирковых коллективов, а также 15 передвижных Ц.; «Цирк на воде», 2 «Цирка на льду»; 55 коллективов «Цирк на сцене»; 13 зооцирков. Отдельные группы и целые коллективы выступают во всех странах мира. В программах многих советского Ц. участвуют лучшие артисты из-за рубежа. См. также — «СССР», раздел Цирк и соответствующие разделы в статьях о странах и союзных республиках.

  Ю. А. Дмитриев.

Большая Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Выступления советских артистов. Баланс на ножной лестнице эквилибристов под руководством Е. Т. Милаева.

Большая Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Водяная пантомима в цирке Ченизелли. Петербург. 19 в.

Большая Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Внутренний вид Московского цирка на Ленинских горах.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Выступления советских артистов. «Летающие акробаты» Арнаутовы.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Дрессировщица У. Бётнер с белыми медведями. ГДР.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Жонглер на проволоке А. Бошилов. Болгария.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Акробатическая группа цирка Астлея. Лондон. 1770.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Внешний вид цирка Саразани. Берлин. 1930.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Выступления советских артистов. Дагестанские канатоходцы «Цовкра».

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Выступления советских артистов. Дрессировщик А. И. Попов в номере «Приём у доктора Айболита».

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Акробаты Варади. Венгрия.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Выступления советских артистов. Джигиты Кантемировы. («Али-Бек»).

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Д. Гибор с дрессированным дельфином. США.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Выступления советских артистов. Конные дрессировщики Л. Т. Котова и Ю. М. Ермолаев.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Выступления советских артистов. Иллюзионный номер Э. Т. Кио «Загадочный домик».

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Здание школы верховой езды цирка Астлея. Лондон. 1770.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Цирк на Елисейских полях. Париж. 1843.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Выступления советских артистов. Жонглёр А. Н. Кисс.

Большая 
Советская Энциклопедия (ЦИ)

Цирк. Внутренний вид цирка Билла Рикетса. Филадельфия. 1785.

источник: Большая Советская Энциклопедия

Искать информацию по запросу: Цирк. на eBay аукцион * на аукционе EnterCenter * в магазине Озоне
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
The Shout Robert Graves 1st ed Signed Limited

$34.49
End Date: Thursday Dec-13-2018 9:36:25 PST
Buy It Now for only: $34.49
|
Lot of 10 Antique Collectible Vintage Old Rare Hard To Find Books *MIX UNSORTED*

$20.00
End Date: Thursday Dec-13-2018 18:11:07 PST
Buy It Now for only: $20.00
|
Easton Press Library of American History

$275.00
End Date: Thursday Dec-20-2018 12:22:27 PST
Buy It Now for only: $275.00
|
ALL THE BEST BY GEORGE BUSH EASTON PRESS 1999 1ST EDITION SIGNED

$25.00
End Date: Thursday Dec-20-2018 16:22:45 PST
Buy It Now for only: $25.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Энциклопедии
 
Бернард Вербер Энциклопедия относительного и абсолютного знания L'encyclopedie du savoir relatif et absolu
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия относительного и абсолютного знания - книга-легенда!
C нее началось восхождение Вербера к вершинам мировой славы!
Ее прочитал каждый второй француз!
Теперь и на русском языке!...

Цена:
333 руб

Бернар Вербер Книга, которую читают все
Книга, которую читают все
От законов Мерфи до четырех уровней любви. От храма Соломона до феноменальных пророчеств великих людей. От "состава" души до брака по расчету. Самый популярный французский писатель Бернар Вербер откроет вам 384 неожиданных истины! Расскажет от стратегиях манипулирования людьми и собственных рецептах творчества. И наконец-то обратится к вам с "неожиданной просьбой"....

Цена:
202 руб

Лермонтовская энциклопедия
Лермонтовская энциклопедия
Издание 1981 года. Сохранность хорошая.
"Лермонтовская энциклопедия" знакомит читателя со всеми сторонами творческого наследия Лермонтова и его биографии; он найдет в ней статьи, посвященные каждому произведению поэта, вопросам поэтики, лермонтовскому окружению, памятным местам. Книга отражает также связи Лермонтова с русской и мировой литературой, рассказывает о преломлении лермонтовских тем и образов в живописи и музыке, театре, кино. Издание иллюстрируется рисунками самого поэта и русских художников на лермонтовские сюжеты....

Цена:
2759 руб

Чубарьян А. О. и др Российская историческая энциклопедия. Том 2
Российская историческая энциклопедия. Том 2
Многотомная Российская историческая энциклопедия подготовлена коллективом авторов Института всеобщей истории Российской академии наук.
Цель издания - представить читателям современный, избавленный от идеологических стереотипов взгляд на мировую и российскую историю, соответствующий достижениям российской и мировой исторической науки последних лет. Перед читателем предстанет глубокая, научно обоснованная и одновременно увлекательная история человечества, в центре которой находится человек.

Энциклопедия адресована самому широкому кругу читателей - научному сообществу, преподавателям, учащимся и всем, кто интересуется историей....

Цена:
1179 руб

 Новая Российская энциклопедия. В 12 томах. Том 17 (1). Ультразвук - Франко-Прусская
Новая Российская энциклопедия. В 12 томах. Том 17 (1). Ультразвук - Франко-Прусская
Новая Российская энциклопедия (НРЭ) - фундаментальное универсальное справочно-информационное издание, представляющее читателям картину мира, отражающую современное состояние научного знания.
Алфавитную часть энциклопедии открывает второй том. Всего в энциклопедии будет опубликовано св. 60 тыс. статей, в т.ч. ок. 30 тыс. биографий, более 10 тыс. иллюстраций, карт, диаграмм, схем и таблиц.

Новая Российская энциклопедия ориентирована на широкие круги читателей: от школьников и студентов до специалистов по различным отраслям знаний, деятелей культуры, политиков, предпринимателей....

Цена:
2479 руб

 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (комплект из 86 томов: 82 основных + 4 дополнительных)
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (комплект из 86 томов: 82 основных + 4 дополнительных)
Энциклопедический словарь является репринтным воспроизведением издания Брокгауза и Ефрона 1890 г. Переиздание предпринято к 100-летию со дня выхода этой крупнейшей энциклопедии. Имена ученых, участвовавших в составлении "Энциклопедического словаря", качество и тщательность научной подготовки статей, включенных в него, позволяют назвать данное издание одним из величайших памятников русского книгоиздания.
В 1889 году владелец одной из петербургских типографий И.А.Ефрон заключил договор с немецким издательством "Ф.А.Брокгауз" на перевод на русский язык большого энциклопедического словаря этого издательства. Однако с самого начала работы главный редактор энциклопедии, известный петербургский профессор И.Е.Андреевский, стал помимо переводного материала включать в издание и оригинальные русские статьи.
Начиная с девятого полутома (энциклопедия выходила в двух вариантах: "дорогом" (41 том) и "дешевом" (82 полутома), руководство подготовкой издания перешло к другому петербургскому профессору - К.К.Арсеньеву. С этого момента в корне изменяется подход к составлению энциклопедии: переводной материал уходит на второй план, становится значительно больше фактического и статистического материала. Особое внимание уделяется географическим статьям, в редакционной статье указывается: "русские города помещаются решительно все, с присоединением еще местечек, сел и деревень, имеющих более 3-х тысяч жителей или почему-либо заслуживающих внимания". Изменяется и редакторский состав разделов энциклопедии, к работе привлекаются ведущие русские ученые.
Конечно, некоторые статьи "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" сейчас потеряли свою ценность, наука за сто лет ушла далеко вперед, однако историческая ценность большинства статей за прошедшие сто лет только возросла. Вряд ли можно назвать другое издание, столь же полно запечатлевшее представление о мире и себе, свойственные той эпохе, например статья "Россия" занимает... два полутома.
И еще одна особенность отличает эту энциклопедию от всех без исключения современных изданий подобного рода: ее можно просто читать, и чтение это будет увлекательными полезным для всех, кто интересуется историей науки и техники, историей культуры и искусств, историей стран и народов.
...

Цена:
328900 руб

Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Выпуск 23
Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Выпуск 23
Ежегодник 1979 года -двадцать третий выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи, таким образом, летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.

В Ежегоднике 1979 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран и стран капиталистического мира; обзор массового движения трудящихся капиталистических стран; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; информация о международной культурной и спортивной жизни; биографические справки и др.

Сообщаемые в Ежегоднике 1979 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1978 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1978 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены мате])иа-лы Центральных статистических управлений СССР и союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Австрия - СССР", "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Нидерланды - СССР", "Финляндия - СССР", "Швейцария - СССР", а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран....

Цена:
174 руб

 Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Том 1
Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Том 1
При подготовке "Большой универсальной энциклопедии" использовался мировой и отечественный опыт энциклопедического книгоиздания. В то же время, работая над созданием "Большой универсальной энциклопедии", редколлегия исходила из того, что в современных условиях развития информационных технологий необходимо использовать новые подходы для создания энциклопедического продукта 21 века.
В основу данной энциклопедии были положены следующие принципы:
  • максимальное количество разъясненных слов, с которыми может столкнуться человек в современном информационном потоке;
  • включение в словник не только современной лексики, но и архаичных и в тоже время используемых в настоящее время слов;
  • использование новейших данных в текстах статей;
  • максимально возможное иллюстрирование всех статей;
  • общемировой и объективный (безоценочный) характер статей;
  • качественное и доступное массовому читателю содержание статей.
    Статьи "Большой универсальной энциклопедии" написаны таким образом, чтобы любому читателю, не являющемуся специалистом в данной области знаний, было понятно и доступно содержание соответствующей статьи. Объемы статей редколлегия старалась ограничить минимальными необходимыми данными, достаточными для того, чтобы читателю стало понятно, что означает это слово, из какой оно области науки, техники, культуры, с какими аналогичными явлениями оно связано....

    Цена:
    108 руб

    Терра-Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь
    Терра-Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь
    Универсальный энциклопедический словарь охватывает все отрасли знания и сферы жизни общества, содержит около 18000 статей-справок и статей-обзоров по истории, географии, религии, философии, праву, экономике, науке, технике, литературе, искусству, медицине и спорту....

    Цена:
    252 руб

    Иллюстрированный энциклопедический словарь
    Иллюстрированный энциклопедический словарь
    Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона по праву считается лучшим справочным изданием в России. Со времени первого его выпуска прошло более 100 лет, он много раз дополнялся и совершенствовался. Обширные сведения по истории цивилизации и культуры, уникальные факты и статистические данные, многочисленные биографические подробности сделали это издание незаменимым для каждого образованного человека.
    Цель нового издания - сохранить дух и содержание оригинального словаря и подчеркнуть их корректными с исторической точки зрения изобразительными решениями. Богатый иллюстративный материал не только служит превосходным украшением этого блестящего энциклопедического справочника, но и самым достоверным образом воспроизводит описываемые в нем реалии....

    Цена:
    719 руб

    2007 Copyright © EduSPB.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика