Большая энциклопедия онлайн
Структура литературного произведения, строение

Структура литературного произведения

Структу'ра литерату'рного произведе'ния, строение произведения словесного искусства, его внутренняя и внешняя организация, способ связи составляющих его элементов. Наличие определённой структуры обеспечивает целостность произведения, его способность воплощать и передавать выражаемое в нём содержание. При непосредственном восприятии произведения искусства его структура не фиксируется сознанием, не выделяется, ибо для восприятия произведение существует именно как конкретная целостность. Когда же научное искусствознание ставит своей задачей изучение того, «как сделано» произведение, тогда оказывается необходимым вычленение структуры произведения и углублённое исследование как её самой, так и её роли в процессах создания и восприятия художественного объекта.

  Осознанный анализ структуры художественного произведения можно найти во всяком научном искусствоведческом исследовании. Однако в 20 в. в связи с общефилософской разработкой проблем структурного анализа (см. Структура и Структурализм ) изучение структуры произведения стало осмысляться как специальная методологическая установка искусствознания (литературоведения). Она получила различные теоретические обоснования в зависимости от общеметодологической ориентации учёных (см., например, Структурализм в литературоведении).

  Отрыв структурного анализа от изучения содержания произведения присущ, например, как феноменологической эстетике Н. Гартмана или Р. Ингардена , где искусствоведческое исследование сводится преимущественно к выявлению «слоевой» структуры, так и ряду работ представителей ОПОЯЗ а, посвященных изучению системы «приёмов», с помощью которых сделано произведение. В современном советском литературоведении наметились различные пути преодоления ограниченности структурного анализа в наследии «формальной школы». Единое понимание структуры, способов её анализа и их места в общей искусствоведческой (литературоведческой) методологии ещё не достигнуто; однако можно уже обозначить основные пути решения данной задачи.

  Как ни своеобразна структура каждого конкретного, например литературного произведения, она имеет ряд общих черт с принципами строения другого произведения того же жанра, того же рода и вида искусства. Структура оказывается носительницей не только индивидуальных содержательно-формальных особенностей данного произведения, но и общих признаков жанра, рода, общего стиля, художественного течения всей литературы как вида искусства и, наконец, искусства в целом как опредмеченной художественной деятельности.

  Если эстетика ставит задачу построить структурную модель художественного произведения (как целостной системы образов), то теория литературы призвана показать преломление общих для всех искусств инвариантных законов строения произв. в творении словесного искусства. Вместе с тем теория литературы должна учитывать широкую вариационную способность общих принципов строения литературных произведений как в морфологическом (жанрово-родовом), так и в историческом (порождаемом изменениями творческих методов, стилей, течений) направлениях.

  Структурную модель литературного произведения можно представить в виде ядра, окруженного несколькими оболочками. На внешней оболочке располагается словесный материал, из которого непосредственно состоит произведение. Рассматриваемый сам по себе материал представляет собой некий текст , который, будучи известной «выборкой» из народного или литературного языка нации, обнаруживает, как правило, определённую самостоятельную эстетическо-стилистическую ценность (так, говорят о возвышенности слога в одах М. В. Ломоносова, о салонной изысканности лексики «поэз» И. Северянина, о нарочитой огрублённости словаря В. В. Маяковского), однако художественным смыслом ещё не обладает. Художественно-значимой (см. Речь художественная ) структурная «оболочка» произведения становится лишь постольку, поскольку она приобретает знаковый характер, т. е. выражает заключённую в ней духовную информацию, излучает ту специфическую поэтическую энергию, которая исходит из содержательного «ядра» произведения Само ядро, включающее тему и идею произведения, имеет, в отличие от содержания бытовых, деловых, научных и пр. текстов, двустороннее, двухэлементное (интеллектуально-эмоциональное) собственное строение, т.к. искусство познаёт жизнь и одновременно оценивает её. Необходимость органически соединить словесную оболочку с духовным ядром, сделав её предельно прозрачной для него, выразительной, поэтически осмысленной, приводит к появлению в структуре двух промежуточных оболочек, обычно именуемых внутренней и внешней формой. Внутренняя форма — система образов, которые имеют ещё, как и само содержание, чисто идеальный характер, но уже обладают чувственной конкретностью и потому обращены к воображению воспринимающего, — т. с. образов-персонажей (т. н. характеры ) и их взаимодействие (сюжет ). Внешняя же форма есть ступень дальнейшей чувственной конкретизации содержания, на которой оно уже предстаёт непосредственно созерцанию, а не воображению. Применительно к литературе внешняя форма — система материальных средств организации языковой ткани, которые позволяют добиться активизации звуковой стороны текста (в стихе — это рифмы, ассонансы, аллитерации; см. Фоника ) и которые осуществляют его ритмическую (а в поэзии — метро-ритмическую), стилистическую и композиционную упорядоченность (архитектоника произведения, последовательное или инверсионное развитие действия, принципы сопряжения описаний, диалога персонажей, прямой авторской речи и т.д.; см. также Композиция ), что и делает текст носителем новой, сверхсемантической, художественной информации, находящейся в подтексте произведения.

  Т. о., понятие С. л. п. охватывает все частные и конкретные проявления его строения — характеры, сюжет, фабулу, композицию, архитектонику и т.п., позволяя тем самым выявить не только каждое из них, но и их координацию и соподчинение в структуре произведения как художественного целого. Это существенно, поскольку структура имеет иерархический характер, т.к. элементы, находящиеся на содержательном уровне (идейно-тематическое ядро), играют роль управляющей подсистемы, которая последовательно передаёт свою информацию с уровня на уровень, пока она не разольется по всему словесному субстрату произведения. Вместе с тем, как и во всякой самоуправляющейся системе, здесь существует обратная связь (традиционно определяемая как обратное влияние формы на содержание): упорядочение словесного материала, превращающее его во внешнюю форму произведения, а затем рождение внутренней формы из внешней корректируют «приказы», посылаемые из содержательного ядра, приводя подчас к его серьёзному изменению.

  Т. о., изучение С. л. п. не противостоит его традиционному анализу в плоскости «содержание — форма», но лишь развивает и конкретизирует такой анализ, поскольку раскрывает внутреннее строение как содержания, так и формы произведения. Вместе с тем структурный подход помогает объяснить морфологическое и историко-методологическое многообразие литературных форм, связанное именно с варьированием общих принципов строения произведения словесного искусства. Варьирование выражается в том, что каждый структурный элемент литературы приобретает то больший, то меньший удельный вес в конкретной целостности произведения: скажем, в поэзии удельный вес внешней формы значительно больший, чем в прозе; в детективном романе роль сюжета неизмеримо большая, чем в др. жанрах; в лирике и в эпосе различно соотношение интеллектуальных и эмоциональных «зарядов» содержания; с др. стороны, вполне отчётливы, например, изменения во всей структуре драмы, порожденные классицистическим методом П. Корнеля, романтическим — Л. Тика, реалистическим — А. П. Чехова. Следовательно, анализ структуры конкретного произведения, например литературного, предполагает: а) определённое представление об общих принципах строения художественного произведения; б) знание законов их модификации в литературе, а затем — в данном роде, жанре, направлении, стиле и, наконец, в) умение выявить структурную неповторимость изучаемого произведения, диктуемую своеобразием решаемой художником творческой задачи.

  Лит.: Выготский Л. С., Психология искусства, 2 изд., М., 1968; Гартман Н., Эстетика, пер. с нем., М., 1958; Ингарден Р., Исследования по эстетике, пер. с польск., М.. 1962; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [кн. 1], М., 1962; Структурно-типологические исследования, М., 1962; Гей Н. К.. Искусство слова, М., 1967; Соколова. Н., Структура художественного произведения, в его кн.: Теория стиля, М., 1968; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Успенский Б. А., Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы, М., 1970; Проблемы художественной формы социалистического реализма, T. I—2, М., 1971; Каган М. С., Морфология искусства, ч. 1—2, Л., 1972; Utitz Е., Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft, Bd 1—2, Stuttg., 1914—1920; Weliek R.. Warren A., Theory of literature, 3 ed., X. Y., 1963 (есть лит.): Poetica. Poetyka. Поэтика, [т. 1—2], Waisz. — P. — The Hague, 1964—66; Structure in art and science, N. Y., 1970.

  М. С. Каган.

источник: Большая Советская Энциклопедия

Искать информацию по запросу: Структура на eBay аукцион * на аукционе EnterCenter * в магазине Озоне
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Easton Press Books - Like New - Choice from Lot

$39.49
End Date: Tuesday Nov-13-2018 9:36:25 PST
Buy It Now for only: $39.49
|
Lot of 10 Antique Collectible Vintage Old Rare Hard To Find Books *MIX UNSORTED*

$28.00
End Date: Wednesday Oct-31-2018 18:23:53 PDT
Buy It Now for only: $28.00
|
Easton Press Library of American History

$55.00
End Date: Tuesday Nov-20-2018 6:39:55 PST
Buy It Now for only: $55.00
|
Ray Bradbury * FAREWELL TO SUMMER * signed 1st edition

$69.00
End Date: Monday Nov-19-2018 20:12:06 PST
Buy It Now for only: $69.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Энциклопедии
 
 Страны мира. Большая иллюстрированная энциклопедия
Страны мира. Большая иллюстрированная энциклопедия
Энциклопедия включает новейшие данные обо всех странах Земного шара. Описание каждой открывает справка о столице, государственном языке, площади, плотности населения и денежной единице. Дан интернет домен и телефонный код. Приводятся изображения флага и герба. Включены краткие сведения об истории страны, ее государственном устройстве национальном составе населения и экономике. Описаны географические особенности страны, ее климат, уровень жизни и другие особенности. На географических картах показано положение крупных городов каждой и общий рельеф ее местности. Рассказывается о национальных праздниках страны и о ее национальных наградах. Отмечены памятники природы и культуры, внесенные в Список Культурного Наследия ЮНЕСКО....

Цена:
829 руб

Энциклопедия пиратов
Энциклопедия пиратов
Во все времена пираты притягивали к себе всеобщее внимание. В предлагаемой вниманию читателей `Энциклопедии пиратов` рассказывается о людях, бывших и моряками, и разбойниками, в ней описывается морская и пиратская культура, методы захвата и дележа добычи,в нее включены данные об истории пиратства и самых известных пиратских вожаках....

Цена:
409 руб

Советская военная энциклопедия. В 8 томах (комплект из 8 книг)
Советская военная энциклопедия. В 8 томах (комплект из 8 книг)
Советская Военная Энциклопедия представляет собой систематизированный свод военных знаний, справочное издание, дающее научное толкование военных понятий и терминов. Статьи, помещенные в Энциклопедии, по своему характеру делятся на военно-теоретические, военно-исторические, военно-технические, военно-географические и биографические.
Подготовка СВЭ осуществлялась Министерством обороны СССР. К разработке материалов для нее привлечены крупные ученые, видные советские военачальники....

Цена:
5590 руб

Britannica. Настольная энциклопедия. В 2 томах (эксклюзивный подарочный комплект из 2 книг)
Britannica. Настольная энциклопедия. В 2 томах (эксклюзивный подарочный комплект из 2 книг)
Вашему вниманию предлагается подарочный комплект в кожаном переплете с золотым и блинтовым тиснением, трехсторонним художественно окрашенным обрезом и шелковым ляссе.

В данный комплект вошли книги:
- Том 1. Аалто - Медуза.
- Том 2. Медуза сцифоидная - Ящур....

Цена:
30790 руб

 Малая энциклопедия современных знаний. В 2 томах
Малая энциклопедия современных знаний. В 2 томах
Цена:
111 руб

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Том 5
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Том 5
Переиздание данного Энциклопедического словаря имеет большое значение и, несомненно, принесет пользу. Изданный в конце прошлого века известными издательскими фирмами Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона словарь давно стал библиографической редкостью и пользуется заслуженной популярностью среди широкого круга читателей. Он содержит сведения из различных областей общественно-политической жизни, экономики, науки, техники, литературы и искусства, как зарубежных стран, так и России; в нем помещены основные географические, исторические, экономические справки о России, о странах мира. Опубликованы биографии и генеалогия государственных деятелей, ученых, деятелей культуры всех времен и народов. Не являясь иллюстративным изданием, словарь, тем не менее, содержит географические карты и рисунки, находящиеся в полутомах. Они являются полезным приложением к тексту.
Актуальность издания Энциклопедического словаря не вызывает сомнений, так как этот всемирно признанный труд представляет настольную книгу, в которой отражены все явления окружающего мира.
Том 5 (Банки - Бергер)....

Цена:
319 руб

Малая энциклопедия стран
Малая энциклопедия стран
Это - энциклопедия нашей Земли. Мозаика больших и малых республик, монархий, содружеств и образований настолько экзотических, что названия их порой и произнести-то невозможно.
Энциклопедия самых экстравагантных культур, историй, менталитетов. Потому что каждая - пусть даже самая крошечная - страна живет своей собственной, особой жизнью.
Хотите знать, почему Таиланд перестал зваться Сиамом?
Или - почему ирландская душа не уступает в загадочности даже русской?
Хотите узнать больше об истории таинственных "золотых царств" индейцев Центральной и Южной Америки и странных обычаях исчезнувшего народа нупе?
У нас - разные границы, разные обычаи, религии, стереотипы поведения. Мы - потомки древних племен, отпрыски древних царств. Мы - непохожи. Но все мы - дети одной планеты......

Цена:
191 руб

Малая Советская Энциклопедия. В 10 томах + алфавитный указатель (комплект из 11 книг)
Малая Советская Энциклопедия. В 10 томах + алфавитный указатель (комплект из 11 книг)
Москва, 1958 - 1959 гг. Издательство "Советская энциклопедия".
С иллюстрациями, картами.
Издатльские переплеты. Сохранность хорошая.
Издание Малой Советской Энциклопедии включает около 50 тысяч статей ("слов . Значительное количество статей дает возможность кратко осветить важнейшие понятия и термины, встречающиеся в современной научной, художественной и публицистической литературе, и дать лаконичное объяснение многих частных терминов, в том числе и слов иноязычного происхождения. Наряду со значительным количеством небольших по объему статей в МЭС помещаются и более крупные статьи по важнейшим вопросам, в том числе статьи о странах, об отдельных и научных проблемах, об отраслях экономики, техники, искусства и т. д....

Цена:
2729 руб

Большая Советская Энциклопедия в 65 томах + дополнительный том. Первое издание (комплект из 66 книг) Первое издание + Дополнительный том
Большая Советская Энциклопедия в 65 томах + дополнительный том. Первое издание (комплект из 66 книг)
Отличная сохранность! Первое издание Большой Советской Энциклопедии.
65 томов + дополнительный том "Союз Советских Социалистических Республик".
Издание выпускалось с 1926 по 1947 г. Москва. Акц. Общество "Советская Энциклопедия".
Типографские ледериновые переплеты с золотым тиснением. Сохранность комплекта очень хорошая.
Под общей редакцией Н. И. Бухарина, В. В. Куйбышева, М. Н. Покровского, Г. И. Бройдо, Н. Л. Мещерякова, Л. Н. Крицмана, Ю. Ларина, Г. М. Кржижановского, В. П. Милютина, Н. Осинского, Е. А. Преображенского, К. Радека, И. Степанова-Скворцова, О. Ю. Шмидта. Главный редактор О. Ю. Шмидт.

Каждый том Энциклопедии содержит, в среднем, 8 - 10 цветных географических карт и до 20 иллюстраций (частью в красках) на отдельных листах. В иллюстрационном отношении БСЭ дает карты, диаграммы, технические рисунки и пр.
Кроме вкладных листов широко применяются рисунки и карты в тексте. Большая часть этих иллюстраций исполнена гравюрой на дереве известными художниками.
Сведения, собранные в БСЭ, в подавляющем большинстве сохраняют свою актуальность и сегодня. То же, что "устарело", представляет собой непреходящий исторический интерес....

Цена:
78900 руб

100 великих городов мира
100 великих городов мира
Города - свидетели нашего прошлого, очевидцы настоящего и предвестники будущего. Именно о них, великих городах мира, книга популярной серии "100 великих". Читатель узнает много нового и о городах-легендах, таких как Содом и Гоморра, Аркаим, Китеж-град, и о древнейших городах, ровесниках человечества: Троя, Фивы, Вавилон, Вифлеем, Дельфы, Иерусалим... Этот список дополняют города средневековья, нового времени, мегаполисы, а также великие города России....

Цена:
759 руб

2007 Copyright © EduSPB.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика