Большая энциклопедия онлайн
Речной транспорт, вид транспорта, осуществляющий

Речной транспорт

Речно'й тра'нспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек). Выделяются магистральные речные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств (например, Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны (например, Волга, Янцзы, Миссисипи), и местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

  Р. т., несмотря на сезонность его работы в ряде стран, обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8—10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог. Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже ж.-д. перевозок и в 3—5 раз — автомобильных.

 Суда Р. т. по своему назначению подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры (см. Буксирное судно). Пассажирский флот представлен судами местного и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Сухогрузные суда, на которых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном минерально-строительных материалов. Нефтеналивные суда — танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда — нефтерудовозы, которые в одном направлении загружаются нефтеналивными, в обратном — сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ. К вспомогательным судам относятся дебаркадеры, брандвахты, плавучие магазины, ремонтные мастерские, паромы, плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда. В Р. т. особое место занимают ледоколы, обеспечивающие работу судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные. По типам двигателей самоходные суда делятся на пароходы, теплоходы и дизель-электроходы (см. Электроход), по типам движителей — на винтовые, колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Несамоходные суда представлены баржами, лихтерами, баркасами и др. Во многих странах, особенно в Юго-Восточной Азии, на реках используются джонки и другие мелкие суда, парусные и гребные.

  Люди с давних времён используют реки для передвижения. За тысячи лет до н. э. в Месопотамии, Древнем Египте, Древнем Китае применялись гребные и парусные суда. С развитием средневековых городов (12— 14 вв.), расположенных на реках Европы, и торговли росли перевозки грузов водными путями на судах грузоподъёмностью 10—20 т. строительство шлюзованных речных путей (16 в.) значительно улучшило судоходство. Для дальнейшего развития Р. т. и удешевления речных перевозок большую роль сыграло применение на судах парового двигателя (нач. 19 в.).

  В России речное судоходство имеет многовековую историю. Древние славяне селились преимущественно по берегам рек и озёр, которые были удобными естественными путями сообщения. Уже в 9 в. славяне совершали плавания на речных судах по Дону, Волге и Каспийскому морю с торговыми целями. По Волховско-Днепровскому пути, связывавшему Балтийское море с Чёрным морем (великому водному пути «из варяг в греки»), шли караваны судов. Размеры судов, плававших по русским рекам, возрастали, и в 16 в. грузоподъёмность речных судов на Волге достигла 250—300 т. В период царствования Петра 1 (кон. 17 — нач. 18 вв.), который поощрял развитие судостроения, речной флот был качественно улучшен. Взамен судов, предназначенных для одного рейса, начали строить долговечные суда из пиленных досок, прочной конструкции, с хорошими судоходными качествами. В 18 — начаче 19 вв. на месте волоков были построены первые искусственные водные системы: Вышневолоцкая (1708), Тихвинская (1811), Мариинская (1810) и др.

  В начале 19 в. в русском речном судостроении начинают применять металл. По времени это совпало с использованием на судах механического двигателя (см. Судовой двигатель). До введения механической тяги (пароходов) и в начальный период её применения (1840—80-е гг.) перемещение судов на реках, особенно на Волге, производилось конной и ручной тягой (см. Бурлаки). Пароходы начали строить в Петербурге (1815), а затем в Пожве на Каме (1817). На Волге был создан ряд пароходных обществ: «Общество по Волге» (1843), «Кавказ и Меркурий» (1850—59), «Самолёт» (1853), Камско-Волжское пароходное общество «Польза» (1854) и др. В 1913 число пароходов на Р. т. России достигло 5467, число несамоходных речных судов превышало 23 тыс.

  С начала 20 в. паровую машину на речных судах вытесняет двигатель внутреннего сгорания. Впервые его использовали сормовские судостроители, установившие дизель на самоходном наливном судне «Вандал» (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс. км. Перевозки грузов Р. т. достигли 49,1 млн. т, в том числе за тягой 35,1 млн. т, а остальные — самосплавом. Число перевезённых пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европейской части страны. Реки Сибири и Дальнего Востока в дореволюционной России для судоходства почти не использовались; по Оби, Иртышу, Енисею, Амуру плавали лишь единичные cуда. Удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов составлял около 6% всего грузооборота Р. т. Перевозились хлеб, лес, нефть, сыпучие грузы. Речные пристани не были механизированы, грузовые работы выполнялись вручную.

  Речной транспорт в СССР. Декретом Совнаркома от 26 января (8 февраля) 1918 речной флот был национализирован. Управление им было возложено на Отдел водных сообщений ВСНХ, преобразованный в Главод (май 1918), который управлял и морским флотом. На базе национализированного флота была создана Волжская военная флотилия, которая активно участвовала в Гражданской войне 1918—20. Разработанный по указанию В. И. Ленина (1920) план ГОЭЛРО предусматривал приведение в совершенный вид внутренних водных путей Европейской части РСФСР, широкое использования гидроресурсов страны. В плане намечалось создание основной транспортной сети, выбор типа судов, организация движения, строительство речных портов. Первым был введён в эксплуатацию Волховский гидроузел (декабрь 1926), значительно улучшивший условия плавания судов на р. Волхов (см. Волховская ГЭС). Высоконапорной плотиной Днепрогэс им. В. И. Ленина был поднят уровень воды на порогах, и Днепр стал судоходным на всём протяжении. Ввод в действие первого гидроузла на р. Свирь (1933) обеспечил увеличение глубины в её нижнем течении. В том же году вступил в строй Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море с Балтийским морем.

  В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию единой глубоководной сети Европейской части СССР. Огромное значение имело сооружение на Волге каскада гидроузлов и водохранилищ, первый из них — Иваньковский — вступил в эксплуатацию вместе с Москвы имени каналом. За годы довоенных пятилеток (1929—40) самоходный речной флот увеличился в 2,2, несамоходный — в 2,7 раза; в приречных городах были созданы порты, 50% погрузочно-разгрузочных работ механизированы, объём речных перевозок увеличился более чем в 3 раза.

  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Р. т. перевезено для фронта и тыла около 200 млн. т грузов. Речники работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском озере, через которое проходила «Дорога жизни» в осажденный Ленинград. Война нанесла огромный ущерб Р. т. Фашистские оккупанты затопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й пятилетки (1946—50) Р. т. был восстановлен.

  В 1952 завершено строительство Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, который соединил важнейшие экономические районы Европейской части СССР — Урал, Поволжье, Центр с Донбассом и Югом. В 1955 на Волге вступили в строй 2 крупнейших гидроузла — Горьковский и Куйбышевский, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на 0,9 м (см. Горьковское водохранилище, Куйбышевское водохранилище). В 1967 перекрыта Волга у Саратова и создано новое водохранилище, воды которого подошли к Куйбышеву.

  Ввод в эксплуатацию в 1957 первого гидроузла на Каме, выше Перми, положил начало улучшению судоходства на реке (см. Камское водохранилище). В 1964 введено в эксплуатацию Воткинское водохранилище. В том же году завершено строительство Волго-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина, обеспечившего надёжную транспортную связь между экономическими районами Центра и Северо-Запада. Сооружение судоходных каналов Беломорско-Балтийского, Волго-Донского и Волго-Балтийского водного пути соединило моря, омывающие Европейскую часть СССР, внутренними глубоководными речными магистралями.

  Р. т. СССР — составная часть единой транспортной системы страны (см. Единая транспортная сеть СССР). Большое значение имеет Р. т. для развития промышленности и сельского хозяйства восточных районов; он обслуживает промышленность, особенно освоение нефтегазоносных районов Западной Сибири; доставляет грузы для Норильского горно-металлургического комбината и экспортные лесоматериалы в Игарку, грузы для горнорудной промышленности Якутии и др. В 50—60-е гг. развернулись гидротехнические работы на восточных реках. Построены гидроузлы: Иркутский и Братский на Ангаре, Новосибирский на Оби, Бухтарминский и Усть-Каменогорский на Иртыше (см. Иркутское водохранилище, Братское водохранилище, Бухтарминское водохранилище, Усть-Каменогорское водохранилище). Закончено строительство первой очереди крупнейшего в мире Красноярского гидроузла на Енисее (1972) (см. Красноярское водохранилище). Мощные сибирские реки из путей сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанные Северным морским путём с портами Европейской части СССР. В 1973 удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов в общем объёме перевозок Р. т. составил 24,5%.

  Доля Р. т. в общем грузообороте СССР составляла в 1973 4,2%. В структуре грузооборота Р. т. преобладают перевозки минерально-строительных грузов, леса, нефти и каменного угля. В табл. 1приведены данные, характеризующие объём речных перевозок в СССР, в табл. 2 — качественные показатели работы Р. т.

Табл. 1. — Перевозки грузов на речном транспорте СССР



1940 1965 1970 1974
Протяжённость внутренних водных судоходных путей сообщения, эксплуатировавшихся всеми организациями, тыс. км 107,3 142,7 144,5 146,1
Перевезено грузов, млн, т 73,1 269 357,8 452,0
Грузооборот, млрд. т?км 36,1 133,9 174,0 212,3


Табл. 2. — Использование речного флота СССР



1940 1965 1970 1974
Производительность на 1 л. с.* мощности буксирного флота за сутки эксплуатации на перевозках, т?км:
нефтегрузов 686 585 571 557
леса в плотах 977 997 1025 967
сухогрузов 203 323 312 320
Производительность на 1 т грузоподъёмности за сутки эксплуатации, т?км:
сухогрузного самоходного флота 37,7 108 110,7 121
сухогрузного несамоходного флота 13,5 41,3 46,4 52,7
нефтеналивного самоходного флота 132 144,0 145
нефтеналивного несамоходного флота 36,6 71,2 71,7 81,4


* 1 л. с. = 0,736 квт.

  Количественный и качественный состав флота в послевоенный период резко изменился: увеличились средняя мощность, грузоподъёмность, пассажировместимость и скорость движения судов (см. Судостроение). Мощность судов с дизельными установками составила в 1973 94% всего транспортного флота. На реках появились теплоходы грузоподъёмностью до 5 тыс. т и скоростью свыше 20 км/ч. Грузовой самоходный флот пополнился теплоходами, конструкция которых позволяет эксплуатировать их не только на реках, но и на всех морях, омывающих Европу, а также северные и восточные берега СССР.

  Для работы на магистральных реках построены буксиры-толкачи мощностью до 2950 квт (4000 л. с.). Дальнейшим развитием несамоходного флота стало строительство грузовых составов из секций грузоподъёмностью 3000 т и выше, а также несамоходных сухогрузных и нефтеналивных барж грузоподъёмностью до 9000 т. С начала 70-х гг. на Р. т. СССР применяются высокоэффективные перевозки грузов в контейнерах. Созданы совершенно новые по принципу движения быстроходные суда на подводных крыльях. Теплоходы типа «Ракета» и «Метеор», имеющие скорость 60—65 км/ч, составляют основу скоростного пассажирского флота. Большое пополнение получил пассажирский речной флот: трёхпалубные комфортабельные пассажирские теплоходы и дизель-электроходы мощностью 885 квт (1200 л. с.), приспособленные для плавания по водохранилищам, двухпалубные теплоходы мощностью 590 квт (800 л. с.), небольшие речные суда типа речных трамваев и др. С появлением судов смешанного плавания «река — море» и созданием глубоководных межбассейновых соединений расширена сфера использования Р. т. для прямых речно-морских перевозок.

  За годы социалистического строительства созданы и реконструированы крупные речные порты, оборудованные современными погрузочными механизмами. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ составил в 1973 97,9%.

  30 мая 1956 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было упразднено общесоюзное министерство речного флота и создано министерство речного флота РСФСР; в других союзных республиках, там, где это необходимо, — соответствующие управления при Советах Министров союзных республик.

  Успешно развивается Р. т. и в других социалистических странах. Доля Р. т. в общем грузообороте внутреннего транспорта стран — членов СЭВ относительно стабильна (табл. 3).

Табл. 3. — Протяжённость водных путей и удельный вес речного транспорта в перевозках стран — членов СЭВ



Страны Протяжённость внутренных путей (1973), км Доля Р. т. обороте в грузообороте всех видов транспорта, %
1970 1973
НРБ ВНР ГДР ПНР СРР ЧССР 470 1688 2546 3853 1691 458 3,1 6,1 1,7 1,0 1,5 3,0 3,7 5,0 1,6 0,9 1,7 2,9


  Ведущая роль в системе Р. т. стран — членов СЭВ принадлежит судоходству по р. Дунай. Наиболее развитую сеть внутренних водных путей имеют Польша, ГДР, Венгрия и Румыния.

  В состав водных путей Польши входит р. Одра, которая в верхнем течении шлюзована; вместе с Гливицким каналом она соединяет Силезский угольный бассейн с морским портом Щецин. Бассейн р. Одры при помощи систем связан с Вислой, а приток Вислы Буг соединён каналом с бассейном Днепра (СССР) (см. Днепровско-Бугский канал). Главные речные пути в ГДР — Нижний Одер и Средняя Эльба, которые соединены двумя системами каналов. Одна из систем — Эльба — Шпре — Одер связывает ГДР с Польшей. В Венгрии для судоходства используются рр. Дунай, Тиса, Кёрёш и озеро Балатон. В Чехословакии судоходство осуществляется по рр. Дунай и Лаба. В Румынии судоходство в основном сосредоточено на р. Дунай, где реализуется более 90% общего объёма речных перевозок страны. В Болгарии речные перевозки осуществляются по р. Дунай.

  В 1972 в НРБ перевезено 4,0 млн. т грузов, грузооборот около 2 млрд. т?км, в ВНР — соответственно 2,8 млн. т и 1,4 млрд. т?км, в ГДР — 12,5 млн. т и 2,0 млрд. т?км, в ПНР — 10,8 млн. т и 2,5 млрд. т?км, в СРР — 5,3 млн. т и 1,6 млрд. т?км, в ЧССР — 4,8 млн. т и 2,6 млрд. т?км.

  В послевоенные годы речной флот стран — членов СЭВ значительно пополнился новыми современными судами, построенными на отечественных предприятиях и на судостроительных заводах других социалистических стран. В капиталистических странах состояние Р. т. характеризуется следующими данными (табл. 4).

Табл.4. — Состав речного флота развитых капиталистических стран



Страны Годы Протя-женность водных путей, км Букси- ры и толкачи Несамоходные суда Самоходный грузовой флот
число судов Мощ-ность, тыс. л. с. число судов Грузо-подъем-ность, тыс. т число судов Грузо-подъём-ность, тыс. т мощ-ность, тыс. л. с.
США 1971 41100 4092 3847 19 480 22 160
ФРГ 1972 5900 401 207,7 1120 1106,9 4394
Большая Советская 
      Энциклопедия (РЕ)
Франция 1972 8600 222 135,4 1560 884,0 5436
Большая Советская 
      Энциклопедия (РЕ)


  Р. т. США перевезено в 1972 541,7 млн. т грузов, грузооборот 335,2 млрд. т?км. Основные виды перевозимых грузов: нефть и нефтепродукты — 38%, уголь20%, минерально-строительные грузы — 15%. Доля Р. т. в общем грузообороте составляет около 16,4%, в том числе Великие озёра 5,3%. Значительная часть перевозок приходится на р. Огайо, на нижнее течение р. Миссисипи. Наблюдается тенденция увеличения средней мощности толкачей и средней грузоподъёмности барж и дальности перевозок грузов. Мощность толкачей достигает 7300 квт (10 060 л. с.). Они оснащены электрорадионавигационным оборудованием, средствами механизации судовых работ и автоматикой управления механизмами. В США применяют в основном несамоходные суда, соединяемые в крупные толкаемые составы по 20—40 барж общей грузоподъёмностью 20—50 тыс. т.

  В ФРГ Р. т. перевезено в 1973 244 млн. т грузов, грузооборот 47,5 млрд. т?км. Основные виды грузов: минерально-строительные — 37,5%, нефть и нефтепродукты — 18,3, руды и металлолом — 14,6%. В общем грузообороте доля Р. т. 25,6%. Значительная часть перевозок осуществляется по р. Рейн с притоком Майн, а также по каналам, протяжённость которых 1800 км. В начале 70-х гг. вводятся в эксплуатацию крупные грузовые теплоходы грузоподъёмностью 1500 т и больше. Широко распространено судовождение толканием, строятся толкачи мощностью 4400 квт (6000 л. с.), оснащенные средствами механизации и автоматикой управления.

  Во Франции Р. т. перевезено в 1973 110 млн. т грузов, грузооборот — 15 млрд. т?км. Основные перевозимые грузы: минерально-строительные — 51,1%, нефть и нефтепродукты — 19,6, с.-х. сырьё — 9,9%. Значительный объём перевозок приходится на Рейн — 22,1%, а также на рр. Сена и Марна. В общем грузообороте доля Р. т. составила 6,9%. В 70-е гг. развивается судовождение толканием, увеличивается средняя мощность толкачей и грузоподъёмность грузовых теплоходов.

  В развивающихся странах общая протяжённость внутренних водных путей в начале 70-х гг. 20 в. составляла свыше 164 тыс. км, в том числе в странах Латинской Америки — 82 тыс. км (около 1/3 сети приходится на систему р. Амазонка); в странах Африки — 34 тыс. км [около 1/3 падает на систему р. Конго (Заир), 2-е место занимает система р. Нигер, 3-е место — р. Нил]; в странах Азии — 48 тыс. км (около 1/5 — на реки Индостанского полуострова и Бирмы). Водные пути отличаются низким техническим уровнем и слабым транспортным использованием. Речной флот большинства развивающихся стран представлен устаревшими небольшими судоходными, чаще парусными, судами.

  Лит.: Ленин В. И., Речь на III Всероссийском съезде рабочих водного транспорта. 15 марта 1920 г., Полное собрание соч., 5 изд., т. 40; его же, К населению, там же, т. 35, с. 67; Житков С. М., Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период 1798—1898, СПБ, 1900. Транспорт СССР, М., 1967; Речной транспорт за 50 лет Советской власти, [М., 1967]; Транспортная система мира, М., 1971; Экономика и эксплуатация зарубежного речного транспорта, М., 1973.

  В. Н. Масляков.

Большая Советская Энциклопедия (РЕ)

Рис. 4. Советский пассажирский теплоход: мощность 885 квт (1200 л. с.), пассажировместимость 339 чел., скорость 25 км/ч.

Большая 
Советская Энциклопедия (РЕ)

Рис. 2. Советский сухогрузный теплоход смешанного плавания («река — море»): мощность 885 квт (1200 л. с.), грузоподъёмность 2000 т, скорость 21 км/ч.

Большая 
Советская Энциклопедия (РЕ)

Рис. 3. Советский нефтеналивной теплоход: мощность 1470 квт (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

Большая 
Советская Энциклопедия (РЕ)

Рис. 5. Советский пассажирский теплоход на подводных крыльях «Метеор»: мощность 1250 квт (1700 л. с.), пассажировместимость 150 чел., скорость 65 км/ч.

Большая 
Советская Энциклопедия (РЕ)

Рис. 1. Советский сухогрузный теплоход: мощность 1470 квт (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

источник: Большая Советская Энциклопедия

Искать информацию по запросу: Речной на eBay аукцион * на аукционе EnterCenter * в магазине Озоне
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Lot of 10 Antique Collectible Vintage Old Rare Hard To Find Books *MIX UNSORTED*

$25.95
End Date: Saturday Jun-15-2019 13:19:28 PDT
Buy It Now for only: $25.95
|
Lot of 10 Vintage Old Antique Hardcover Books - Mixed Color - Random/Unsorted

$45.00
End Date: Saturday Jun-1-2019 8:49:51 PDT
Buy It Now for only: $45.00
|
Necronomicon Pop Up Book Earth Dweller Edition Skinner Lovecraft Cthulhu 

$39.95
End Date: Saturday Jun-22-2019 7:40:29 PDT
Buy It Now for only: $39.95
|
Gray's Anatomy Leather Bound Book Greys Anatomy Henry Gray Illustrated Hardcover

$49.95
End Date: Wednesday Jun-19-2019 18:54:55 PDT
Buy It Now for only: $49.95
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Энциклопедии
 
Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Выпуск 27
Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Выпуск 27
Ежегодник 1983 года - двадцать седьмой выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи, таким образом, летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.

В Ежегоднике 1983 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран, развитых капиталистических и развивающихся стран; обзор массового движения трудящихся капиталистических государств; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; о международной спортивной жизни; биографические справки и др.

Сообщаемые в Ежегоднике 1983 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1982 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1982 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений СССР и союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Австрия - СССР", "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Франция - СССР", Института культурных связей "Бразилия- СССР", Общества культурных связей с СССР (Великобритания), а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.

...

Цена:
285 руб

Энциклопедия шокирующих истин
Энциклопедия шокирующих истин
Эта книга - оригинальная картина мира, доброго и злого, высокого и низкого, непредсказуемого, стремительного, неоднозначного, но определенно безумного. Для широкого круга читателей, не страдающих комплексами и отсутствием спасительного чувства юмора....

Цена:
659 руб

Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах. Том 10. Ива-Италики
Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах. Том 10. Ива-Италики
Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) - одна из крупнейших и наиболее авторитетных универсальных энциклопедий в мире.

Издание 1970- 1978 годов - третье издание.
Всего вышло 30 томов (24-й том в двух книгах, вторая целиком посвящена СССР). Третье издание по сравнению с предшествующими наиболее свободно от идеологических наслоений. Авторам и редакторам энциклопедии удалось сосредоточить в ней поистине все богатство знаний, накопленных человечеством за тысячелетия....

Цена:
142 руб

 Новая Российская энциклопедия. В 12 томах. Том 3(1)  Беар-Брун
Новая Российская энциклопедия. В 12 томах. Том 3(1) Беар-Брун
Новая Российская энциклопедия - фундаментальное универсальное справочно-информационное издание, представляющее читателям картину мира, отражающую современное состояние научного знания. В энциклопедии будет опубликовано св. 60 тысяч статей, в том числе около 30 тысяч биографий, более 15 тысяч иллюстраций, карт, диаграмм, схем и таблиц. Новая Российская энциклопедия ориентирована на широкие круги читателей: от школьников и студентов до специалистов по различным отраслям знания, деятелей культуры, политиков, предпринимателей....

Цена:
3441 руб

 Новая Российская энциклопедия. В 12 томах. Том 3(2). Бруней-Винча
Новая Российская энциклопедия. В 12 томах. Том 3(2). Бруней-Винча
Новая Российская энциклопедия (НРЭ) - фундаментальное универсальное справочно-информационное издание, представляющее читателям картину мира, отражающую современное состояние научного знания.
Алфавитную часть энциклопедии открывает второй том. Всего в энциклопедии будет опубликовано св. 60 тыс. статей, в т.ч. ок. 30 тыс. биографий, более 10 тыс. иллюстраций, карт, диаграмм, схем и таблиц.

Новая Российская энциклопедия ориентирована на широкие круги читателей: от школьников и студентов до специалистов по различным отраслям знания, деятелей культуры, политиков, предпринимателей....

Цена:
3441 руб

Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Выпуск 20
Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Выпуск 20
Ежегодник 1976 года - двадцатый выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи таким образом летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.

В Ежегоднике 1976 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях, обзоры экономики социалистических стран и стран капиталистического мира; обзор массового движения трудящихся капиталистических стран; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; информация о международной культурной и спортивной жизни; биографические справки и др.

Сообщаемые в Ежегоднике 1976 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1975 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1975 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений при Совете Министров СССР и Советах Министров союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Австрия - СССР", "Италия - СССР", "Нидерланды - СССР", "Финляндия - СССР", "Швеция - СССР", Института культурных связей "Бразилия - СССР", а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран....

Цена:
521 руб

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Том 3
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Том 3
Переиздание данного Энциклопедического словаря имеет большое значение и, несомненно, принесет пользу. Изданный в конце прошлого века известными издательскими фирмами Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона словарь давно стал библиографической редкостью и пользуется заслуженной популярностью среди широкого круга читателей. Он содержит сведения из различных областей общественно-политической жизни, экономики, науки, техники, литературы и искусства, как зарубежных стран, так и России; в нем помещены основные географические, исторические, экономические справки о России, о странах мира. Опубликованы биографии и генеалогия государственных деятелей, ученых, деятелей культуры всех времен и народов. Не являясь иллюстративным изданием, словарь, тем не менее, содержит географические карты и рисунки, находящиеся в полутомах. Они являются полезным приложением к тексту.
Актуальность издания Энциклопедического словаря не вызывает сомнений, так как этот всемирно признанный труд представляет настольную книгу, в которой отражены все явления окружающего мира.
Том 3 (Араго - Аутка)....

Цена:
152 руб

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Том 2
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Том 2
Переиздание данного Энциклопедического словаря имеет большое значение и, несомненно, принесет пользу. Изданный в конце прошлого века известными издательскими фирмами Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона словарь давно стал библиографической редкостью и пользуется заслуженной популярностью среди широкого круга читателей. Он содержит сведения из различных областей общественно-политической жизни, экономики, науки, техники, литературы и искусства, как зарубежных стран, так и России; в нем помещены основные географические, исторические, экономические справки о России, о странах мира. Опубликованы биографии и генеалогия государственных деятелей, ученых, деятелей культуры всех времен и народов. Не являясь иллюстративным изданием, словарь, тем не менее, содержит географические карты и рисунки, находящиеся в полутомах. Они являются полезным приложением к тексту.
Актуальность издания Энциклопедического словаря не вызывает сомнений, так как этот всемирно признанный труд представляет настольную книгу, в которой отражены все явления окружающего мира.
Том 2 (Алтай - Арагвай)....

Цена:
220 руб

Compton's by Britannica (эксклюзивный подарочный комплект из 26 книг)
Compton's by Britannica (эксклюзивный подарочный комплект из 26 книг)
When the quote on the opposite page was published in the first edition of Compton's Encyclopedia in 1922, Compton's was a unique eight-volume home and school reference work. It was the first pictured encyclopedia-that is, the first to use photographs and drawings on the same pages with the text they illustrated. Compton's also pioneered the Fact-Index, which contains short, complete articles in addition to page references to the text. Compton's was also one of the first encyclopedias to maintain a large, permanent editorial staff to ensure continuous growth and revision of the set each year.
Since 1922 Compton's has never lost sight of its original purpose. It continues to be an innovative, forward-looking reference work that rewards curiosity, inviting students and family members to explore the world in its pages. By choosing not to limit the vocabulary of its articles to restrictive word lists, Compton's challenges and inspires readers of all ages. Furthermore, by helping to make reading pleasurable and exciting, we hope to spark independent study and the habit of lifelong learning.
Although Compton's retains the unique features of earlier years, annual revision and expansion keep the encyclopedia up-to-date in coverage and in style. This is accomplished through the efforts of knowledgeable, experienced, and dedicated editorial, art, and technical-support staffs, who work with with outstanding specialists, including expert advisers, authorities in special fields of knowledge, professional groups, photographers, and artists. A state-of-the-art computerized publishing system makes it possible to update, illustrate, and print Compton's Encyclopedia rapidly, accurately, and economically. Compton's has always used the most recent advances in the graphic arts, from papermaking to color printing. With each printing, Compton's preserves its preeminent place as an innovator in reference publishing, and the editors continue to fulfill the pledge to inspire, stimulate, inform, and lead.

"This almost annual, general encyclopedia continues to strengthen as an authentic resource. Only subtly tweaked with selective revisions and updates since the 2005 and 2007 editions, the most significant differences can be observed between this edition and the 2004 edition - 800 new or revised articles and 900-plus new or revised illustrations. The articles fall into general categories: "Arts," "Physical Science," "Living Things," "Medicine," "Technology and Business," "Geography," "History," "Social and Political Science," and "Potpourri" (a catchall for topics such as sports, hobbies, and religion). Adhering to nearly the same volume divisions and pagination as its 2007 predecessor, the set contains nuanced changes including the addition of a photo of a surgical robot in "Surgery," acknowledgment of the death of Kurt Vonnegut in 2007, and an update of "Electronic Games" that offers a photo of a Nintendo Wii demonstration. Biographical profiles tend to be historical and international in scope, so readers looking for current pop-culture icons will find few, if any. Some articles remain untouched, retaining outdated bibliographies or photographs. However, fabulous gems are found in most every volume, such as lengthy (10- to 30-page) treatments on horses, airplanes, anatomy, and nuclear energy, neatly subdivided and filled with color and black-and-white photographs and drawings. Geographical entries also shine and contain the most-often requested information for reports, including famous people associated with each U.S. state. The last volume, "Fact Index," is a mini-encyclopedia of its own, integrating the set index with nearly 30,000 short articles and fact boxes".

Vicki Reutter, Cazenovia High School, NY

...

Цена:
53523 руб

Украинская советская энциклопедия (комплект из 13 книг, 12 томов)
Украинская советская энциклопедия (комплект из 13 книг, 12 томов)
Настоящее издание Украинской Советской Энциклопедии (УСЭ) осуществляется в соответствии с постановлением Центрального Комитета Компартии Украины.
Новое издание УСЭ, как и первое, является универсальным справочником по самым различным отраслям современной науки, техники и культуры, своеобразным сводом знаний о важнейших достижениях человеческой цивилизации.
Сохраняя универсальный характер, УСЭ подробно знакомит читателей с многовековой историей Украины, освещает братские связи украинского народа с русским и другими народами нашей Родины. Особое внимание уделе но советскому периоду. В издании помещен обширный материал о развитии экономики республики в едином народнохозяйственном комплексе страны, о природных ресурсах УССР и их использовании. Разносторонне представлены духовная жизнь украинского народа, расцвет его культуры - составной части единой советской многонациональной социалистической культуры.
Около трети статей в энциклопедии - биографические; они информируют об отечественных и зарубежных революционных, политических и государственных деятелях, учёных, писателях, мастерах искусства, а также о новаторах производства СССР. Большая группа статей в УСЭ характеризует важнейшие направления научно-технической революции, органическое соединение её достижений с преимуществами социализма, освещает процессы социалистической экономической интеграции.
Общий объем 12 томов энциклопедии составил 1440 учетно-издательских листов. Всего в ней помещено более 50000 статей, 300 вклеек с иллюстрациями, 100 вклеек с цветными картами, около 15000 иллюстраций в тексте....

Цена:
5290 руб

2007 Copyright © EduSPB.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика